Одежда для прогулок должна быть подобрана таким образом, чтобы ребенок мог одеться с минимальной помощью воспитателя или самостоятельно. |
Памятка: «Что нельзя приносить в детский сад» Все мы — воспитатели и родители, в равной степени несём ответственность за жизнь и здоровье наших детей. Поэтому всем нам надо знать всё, что может причинить вред их здоровью. — Лекарства, витамины, капли, спреи и т. п. Детский сад не лечебное учреждение и дети могут получить отравление, получить ожог. Помните — главное для всех нас это жизнь и здоровье наших детей! |
" Игрушки и игры для детей 2-3 лет"
Ранний возраст ребенка – это очень ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.
Родителям необходимо знать, что в каждый период развития ребенка он может приобрести «психологические ценности», которые будут с ним всю последующую жизнь.
Следует подчеркнуть, что развитие – это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. И в этом плане особое значение имеет вид деятельности ребенка на данном возрастном этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в психологическом развитии ребенка.
Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет – предметная игра. Поэтому в детском саду с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Предметно-игровая деятельность – ведущая в раннем возрасте для ребенка. Она оказывает особое влияние на его разностороннее развитие. Игрушки, подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения …
Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Таким образом, сенсорный опыт детей – основа познавательного развития.
Поэтому для ребенка до 3 лет крайне необходимы игрушки:
- для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.);
- для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
- для прокатывания;
- образные с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);
- разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, резко различающихся по форме (шар, куб), и т.д.
Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие ребенка. Особое значение в плане воспитания здорового и физически развитого малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Дети познают мир, ползая, лазая, бегая и т.д. Использование в повседневной жизни подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом, его движения стали красивыми и, главное, уверенными.
Подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и в конечном счете становлению личности ребенка.
Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное.
Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух, в конце концов, воспримет правильную речь. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает, показывая, что внимательно слушаете и что его слова для вас не безразличны.
Таким образом, при любом действии с ребенком самое главное – это доброжелательное общение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Ветрянка"
Ветряная оспа – это остро возникающее инфекционное заболевание. Оно характеризуется появлением пятнисто-папуллезной сыпи на слизистых оболочках и коже, симптомами интоксикации. Ветрянка имеет вирусную этиологию. Заражение ветрянкой происходит от больного в стадии продрома или высыпаний, вплоть до отпадения корочек.
Заразится от больного ветрянкой можно, даже не вступая с ним в близкий контакт, так как вирус очень летуч. Пути передачи возбудителя – воздушно-капельный, очень редко – в результате тесного контакта с инфицированным бельем больного. Ветрянка передается через кашель и чихание.
Лучшее средство от ветрянки – это сделанная профилактическая прививка от ветряной оспы.
Принципы профилактики ветрянки
Неспецифическая профилактика ветряной оспы включает следующие мероприятия:
- Изоляция заболевшего ребенка от здоровых детей и запрет на посещение организованного коллектива до полного выздоровления.
- Проведение профилактических карантинных мероприятий и наблюдение за контактными в период с 11 по 21 дни после факта контакта с больным. Санитарная обработка помещений для того, чтобы не заразиться, не требуется. Достаточно регулярных проветриваний и влажной уборки.
- Противовирусные препараты типа Ацикловир для профилактики ветрянки не применяются, но их прием может уменьшить активность высыпаний и предупредить развитие осложнений.
- В закрытых детских коллективах, детям до года и ослабленным в первые сутки контакта с ветрянкой вводится специфический иммуноглобулин, позволяющий не заболеть или перенести заболевание в легкой или абортивной форме.
___________________________________________________________
"Профилактика гриппа у детей"
- Продолжительные прогулки на свежем воздухе укрепляют иммунитет ребенка и не позволяют вирусам задерживаться в организме. Желательно гулять в местах, где нет большого скопления людей, выхлопных газов, городской пыли: в парках, скверах, лесных массивах
- Если заболел кто-то из членов семьи, необходимо исключить любой контакт. Лучше если больной и ребенок будут постоянно находиться в разных комнатах. Больной при посещении мест общего пользования должен надевать марлевую повязку, которую необходимо менять каждые несколько часов
- Следует как можно чаще проветривать помещение
- Важно каждые несколько часов в местах общего пользования проводить влажную уборку с небольшим добавлением в воду хлорсодержащих средств («Белизна», жидкий «Комет», «Доместос»)
- Соблюдать элементарные правила гигиены: часто мыть руки с мылом, пользоваться разными полотенцами, хорошо промывать посуду. Помните, что вирус гриппа передается контактным путем
- Полезно разложить по квартире кусочки чеснока и лука.
- Раздавленный чеснок и лук можно сложить в коробочку от киндер-сюрприза, предварительно проделав в ней отверстия, и повесить ее в виде кулона на шею малышу, чтобы он постоянно дышал их испарениями. Луковый и чесночный сок являются очень эффективными средствами против вирусов
__________________________________________________________________________
«Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление»
Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod05.htm
Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
-
Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
-
Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
-
Своеволием
-
Недисциплинированностью
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod05.htm
УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
-
В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
-
Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
-
В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
-
В недовольстве, раздражительности, плаче.
-
В двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
-
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
-
Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
-
упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
-
Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
-
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
-
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
-
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!
-
Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
-
Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
-
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
-
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
-
Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
-
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
-
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
-
Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
-
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
-
Спокойный тон общения, без раздражительности.
-
Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
-
Достигнуто не своим трудом.
-
Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
-
Из жалости или желания понравиться.
2. Надо хвалить:
-
За поступок, за свершившееся действие.
-
Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
-
Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
-
Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
1. Нельзя наказывать и ругать когда:
-
Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
-
Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
-
Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)
-
После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)
-
Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
-
Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
-
Когда вы сами не в себе.
7 правил наказания:
-
Наказание не должно вредить здоровью.
-
Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
-
За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
-
Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
-
Надо наказывать и вскоре прощать.
-
Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
-
Ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
____________________________________________________________________________________________________
«Адаптация ребёнка к детскому саду»
Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod02.htm
Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.К таким нарушениям относят:
- нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
- нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
- меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
- повышение температуры тела
- изменения характера стула
- нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.
Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:
- Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
- Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
- Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
- В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
- Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые дляпрогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
- Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствииблизкого человека. В первый день кратковременное знакомствос воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком ивоспитателем в новой ситуации.
- Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
- Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.
Необходимо:
- до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
- в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
- приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.
Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod02.htm
Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod05.htm
Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod05.htm